Особенности выхода из строя профессионального звукоусилительного оборудования (часть 4)

Казалось, чем ещё можно поделиться с многочисленными  "эксплуататорами" звукоусилительных средств производства, дабы не оставить их один на один с мыслями "а что там внутри…", но  каждый раз они придумывают всё новые испытания, приобретённым предметам частной собственности, вооружившись отвёртками и пассатижами.

Как правило, все производители когда-то были потребителями и поэтому учитывают в своей продукции все нюансы, дабы не потерять конкурентоспособность и не ударить "фейсом об тейбл"  перед самыми многочисленными восточными "братьями на век…", наводнившими наш рынок красивыми поделками в ценовой категории утюга, внешне напоминающими акустические системы. "Имеющий уши да услышит…" написано в "Книге книг". На это и рассчитывает российский производитель, ан нет, оказывается количество весьма условных единиц  "берушами" впивается в наш здравый смысл и умудрённый опытом внутренний голос уже не может докричаться до нас, он теперь бессилен перед охмуряющими песнопениями про киловатты и децибелы, грамотно исполняемых для нас на очередных Муз-торжищах.

Г. Форд писал в своей книге: "Из девяностопяти человек найдутся только десять или пятнадцать таких, которые согласны платить больше за лучшее качество, остальные же обращают внимание только на цену, не считаясь с достоинством."

Столь длинную преамбулу я написал, чтобы осторожно приблизиться к самому сокровенному и тайному, подсознательно сидящему в умах довольно большой части п.п.з.а., ставших на тропу звукоусиления самореализации.  "Мастер золотые руки" (которые нужно оторвать по локоть), "кулибин", "самоделкин", так многозначительно называют эту категорию п.п.з.а.

Видимо, заплатил деньги и неси радость людям – это не для всех. Как часто хочется взять паяльник и подправить что-то в колонках или, что ещё страшней в усилителе, верой и правдой помогающих зарабатывать свои - кровные на пропитание. А познания на уровне "отремонтированного утюга", как было описано в предыдущих опусах, отнюдь не останавливает, а вдохновляет на подвиги.

"Не поменять ли мне драйвер в колонке за двести у.е., на "фирменный!", стоимостью в половину этой колонки" – думает п.п.з.а., в надежде услышать фантастический звук, созданный своими… (которые надо оторвать…). И поменяв "СЛЫШИТ!!!", не подозревая, что производитель, разрабатывая кроссовер акустической системы для громкоговорителей изначально установленных в АС, заботился о линейности АЧХ и надёжности при долговременной эксплуатации.

Но что за чудо происходит при замене одного магнита с катушкой и бумажным диффузором в алюминиевой раме на другой? Может эти динамики изготовили инопланетяне, используя неведомые нам материалы и технологии?

 А происходит следующее:

  1. При разнице в чувствительности, нижней граничной частоте и импедансе ВЧ головок, вы получаете разбалансировку на частоте раздела кроссовера и как следствие неравномерность АЧХ.
  2. Изменением этих параметров вы можете полностью отключить бареттерную защиту драйвера, предусмотренную в большинстве кроссоверных фильтров профессиональных АС.

В первом случае, в зависимости от разницы параметров в ту или иную сторону вы подумаете - "наконец то попёр низ" или "вот она долгожданная прозрачность". Во втором варианте вы не оставляете шансов выжить вновь установленному драйверу, при пиковых сигналах подводимых к АС, если конечно его мощность не превышает мощность акустической системы.

Как ни странно, но то же чудо происходит при замене низкочастотной головки на "более фирменную". Во многих АС используются 4-х омные низкочастотные громкоговорители и при замене на "более…", обычно 8-ми омные, или меньшей чувствительности, наблюдается тот же разбаланс АЧХ и драйвер, выпрыгивая вверх по амплитуде, пытается в одиночку отработать ту "долгожданную прозрачность". Если поменять динамик в сабвуфере - то чуда не будет, в случае одинакового импеданса и диаметра катушки штатного и заменённого громкоговорителя. Но в этом случае произойдёт разбаланс акустического резонанса ящика, рассчитанного по параметрам "Thiele - Small" с помощью дорогих, а не (напоминаю) общедоступных компьютерных программ. Поэтому, чтобы совместить две или более динамические головки по АЧХ и ФЧХ нужны точно измеренные электромеханические параметры динамических головок, компьютерный анализ и расчет, как бокса АС, так и кроссовера. После чего нужна специализированная измерительная аппаратура и безэховая камера, где после многочисленных замеров и корректировок можно получить акустическую систему, способную без вранья передать всю звуковую палитру. И только затем можно приступить к оценке АС при помощи прослушивания. А здесь нас поджидают самые главные проблемы, о которых многие даже не догадываются. Чтобы претендовать на экспертные заключения, или пытаться навязывать окружающим субъективно-бинауральные инсинуации, необходимо проверить свои слуховые пороги, которые на аудиометрической кривой не должны отличаться более чем на 20дБ. Мнение "экспертов",  ни разу не проверявших свои слуховые параметры или имеющие отклонения в силу возрастных изменений, отражает только их особенности слуха и не соответствует реальному качеству акустических систем. Существует проблема оценки качества АС музыКАНТами, которые при прослушивании контрольных фонограмм, состоящих из любимых (часто собственных) музыкальных произведений, обращают внимание на исполнительское мастерство и качество записи, не замечая индивидуальных особенностей АС. Так же доказано, что на объективность оценки доминирующее воздействие оказывают лейблы известных зарубежных производителей и частично дизайн акустической системы.

Еще один важный параметр, который рядовой потребитель не может померить и увидеть, постоянно сталкиваясь при эксплуатации АС - это характеристика направленности. Наверное, многие музыканты и звукотехники, используя фронтальные АС довольно известного зарубежного производителя, со специально скошенной тыльной стороной, в качестве монитора, испытывали неудобства, переместившись на полметра в сторону, из-за потери разборчивости воспроизводимой фонограммы.

При несанкционированном вмешательстве в конструкцию АС, с целью удовлетворения собственных амбиций, существует реальная возможность изменить ФЧХ акустической системы и получить бесконтрольную характеристику направленности, проявляющуюся в изменении направления трёхлепестковой кардиоиды драйвера по вертикальной оси вниз или вверх, в зависимости от разницы фаз и сдвига катушек (ВЧ-НЧ) динамических головок. Если такие АС равноудалённо прослушивать на бетонном полу в помещении с гладкими стенами, вы можете стать свидетелями локализации высокочастотных звуковых образов за спиной, в виде сдвинутой во времени отражённой составляющей. О влияние помещений на оценку качества АС, в этой статье нет смысла повествовать, так как эту совсем непростую тему уже многократно освещали ведущие российские звукорежиссёры и специалисты в психоакустике. Не буду я здесь вас пугать коэффициентом осевой концентрации, формантами, гармониками и дифракционной решёткой неправильно озвученных залов. На самом деле не возможно простым понятным всем языком описать сложные волновые процессы, окружающие нас объективной реальностью данной нам в ощущениях. 

Сергей Алымов.

p.s.:   п.п.з.а. – потребитель профессиональной звукоусилительной аппаратуры.
АС – акустическая система.
ФЧХ – фазочастотная характеристика.
АЧХ – амплитудночастотная характеристика.